Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'В'

Внимание

ВНИМАНИЕ - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте - предмете, событии, образе, рассуждении и пр.
Вниманием характеризуется согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющая успешность его выполнения, например, скорость и точность решения задачи.

Круг проблем изучения внимания выделился в результате дифференциации более широкого философского понятия апперцепции (Лейбниц, Кант, Гербарт).
В работах Вундта это понятие было отнесено к процессам, через кои происходит четкое осознание содержания воспринимаемого и его интеграция в целостную структуру прошлого опыта - творческий синтез.

Значительный вклад в развитие представлений о внимании был внесен русским психологом Н. Н, Ланге, разработавшим теорию волевого внимания. Подобно французскому психологу Т. Рибо, он связывал внимание с регуляцией идеомоторных движений (см. акт идеомоторный), осуществляемых при восприятии и представлении объектов.
В современной психологии исследования внимания производятся в психологии общей, инженерной, медицинской, возрастной, педагогической, нейропсихологии и психологии труда.
Внимание занимает особое место среди психических явлений. Выступая неотрывной стороной познания, чувства и воли, оно не сводится ни к одной из этих трех сфер психического.

Внимание - динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, необходимого для выполнения определенного акта деятельности или общения.
Проявляется в избирательном отражении объектов в соответствии с потребностями субъекта с целями и задачами его деятельности.
Это - своего рода целесообразная воля, очень важная компонента в структуре самостоятельности. Она обеспечивает индивиду возможность сосредоточенности и направленности сознания на объекты, кои он воспринимает в ходе деятельности и о коей думает или говорит. Благодаря устойчивому вниманию он глубже осознает свою практическую жизнь и деятельность, что обеспечивает избирательное отношение к миру, людям, делу и самому себе.

К числу основных характеристик внимания, определяемых экспериментально, относятся:

  1. избирательность - связана с возможностью успешной настройки - при наличии помех - на восприятие информации, относящейся к сознательной цели;
  2. объем - определяется количеством одновременно - в пределах 0.1 секунды - отчетливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или памяти кратковременной; этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно принимается равным 5 - 7 объектам. Оценка объема внимания осуществляется с помощью тахистоскопического предъявления (см. тахистоскоп) множества объектов (букв, слов, фигур, цветов и пр.);
  3. распределение - характерно возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий); исследуется в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий, не допускающих возnotможности выполнения путем быстрого переключения внимания;
  4. концентрация - выражается в степени сосредоточения на объекте;
  5. устойчивость - определяется длительностью концентрации внимания на объекте;
  6. переключаемость - динамическая характеристика внимания, определяющая его способность быстро переходить от одного объекта к другому; для определения переключаемости и устойчивости внимания применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей.

Выделяются три вида внимания:

  • внимание непроизвольное - самое простое и генетически исходное;
  • внимание произвольное;
  • внимание послепроизвольное.

В зависимости от того, где находится объект внимания - во внешнем мире или в субъективном мире человека - выделяются внимание внешнее и внутреннее.
В ходе обучения и воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания и его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания - индивидуально-типологические особенности внимания, обусловленные также типом системы нервной.

В отечественной психологии разработана теория внимания как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их выполнения, Развитие такого контроля улучшает результативность любой деятельности и ее планомерное формирование (см. концепция формирования поэтапного действии умственных), позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания, например, рассеянность.