Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Теории и концепции

Теория социального научения

[ Дж. Ротгер ]

Теория социального научения — когнитивная теория личности второй половины XX в., разработанная американским персонологом Роттером.
Согласно Т. с. н., социальное поведение личности можно исследовать и описать с помощью понятий поведенческий потенциал, ожидание, подкрепление, ценность подкрепления, психологическая ситуация, локус контроля.
Под поведенческим потенциалом понимается вероятность поведения, встречающегося в ситуациях с подкреплением; подразумевается, что каждый человек обладает определенным потенциалом и набором действий поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни.
Ожидание в Т. с. н. относится к субъективной вероятности того, что определенное подкрепление будет наблюдаться в поведении в сходных ситуациях.
Стабильное ожидание, генерализованное на основе прошлого опыта, объясняет устойчивость и цельность личности.
В Т. с. н. различаются ожидания, специфичные для одной ситуации (специфические ожидания), и ожидания наиболее общие или применимые к ряду ситуаций (генерализованные ожидания), отражающие опыт различных ситуаций.
Психологическая ситуация такова, какой ее воспринимает личность.
Особо важным является роль ситуационного контекста и его влияние на поведение человека и на психологическую ситуацию.
Роттер определяет ценность подкрепления как степень, с которой личность при равной вероятности получения подкрепления предпочитает одно подкрепление другому.
На поведение человека влияет ценность ожидаемого подкрепления.
Разные люди ценят и предпочитают разные подкрепления: кто-то более ценит похвалу, уважение со стороны других, кто-то — материальные ценности или более чувствителен к наказанию и другое.
Существуют относительно устойчивые индивидуальные различия в личностном предпочтении одного подкрепления другому.
Как и ожидания, ценность подкрепления основана на опыте личности и может меняться с течением времени и от ситуации к ситуации. При этом ценность подкрепления не зависит от ожидания.
Она связана с мотивацией, а ожидание — с познавательными процессами.

Предсказание вероятности поведения личности в некоей ситуации базируется на двух основных переменных — ожидании и ценности подкрепления.
В Т. с. н. предлагается формула для прогноза поведения личности, базирующаяся на основных понятиях теории: поведенческий потенциал = ожидание + ценность подкрепления.
Поведенческий потенциал включает пять потенциальных техник существования:

  1. поведенческие реакции, направленные на достижение успеха и служащие основанием социального признания;
  2. поведенческие реакции приспособления, адаптации, которые используются как техники согласования с требованиями др. людей, обществ, норм и т. д.;
  3. защитные поведенческие реакции, используемые в ситуациях, требования которых превышают возможности человек в данный момент (например, такие реакции, как отрицание, подавление желаний, обесценивание, затушевывание и т. д.);
  4. техники избегания — поведенческие реакции, направленные на «выход из поля напряжения», уход, бегство, отдых и т. п.;
  5. агрессивные поведенческие реакции—это может быть и физическая агрессия, и символические формы агрессии типа иронии, насмешки, интриг и др.

Роттер полагал, что люди всегда стремятся максимизировать поощрение и минимизировать или избежать наказания.

Цель определяет направление поведения человек в поисках удовлетворения основных потребностей, которые обусловливают набор различных типов поведения, включающих, в свою очередь, различные наборы подкреплений.
В Т. с. н. выделяются шесть видов потребностей, применимых к прогнозу поведения:

  1. статус признания, означающий потребность чувствовать себя компетентным и признанным авторитетом в широком спектре деятельностей;
  2. защита-зависимость, определяющая потребность личности в защите от неприятностей и ожидании помощи от других в достижении значимых целей;
  3. доминирование, включающее потребность влиять на жизнь др. людей, контролировать их и доминировать над ними;
  4. независимость, определяющая потребность принимать самостоятельные решения и достигать цели без помощи других;
  5. любовь и привязанность, включающие потребность в принятии и любви других;
  6. физический комфорт, включающий потребность в физической безопасности, здоровье и отсутствии боли и страданий.

Все другие потребности приобретаются в связи с названными и в соответствии с удовлетворением основных потребностей личности в физическом здоровье, безопасности и удовольствии.

Роттер предполагал, что каждая категория потребностей состоит из трех основных компонентов: потенциал потребности, ее ценность и свобода деятельности.
В сочетании они составляют основу формулы общего прогноза: потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности.
Потенциал потребности представляет собой функцию от свободы деятельности и ценности потребности, что позволяет прогнозировать реальное поведение личности.
Человек склонен стремиться к цели, достижение которой будет подкреплено, а ожидаемые подкрепления будут иметь высокую ценность.

Базовое понятие генерализованного ожидания в Т. с. н. — интернально— экстернальный локус контроля, базирующийся на двух основных положениях:

  • Люди различаются по тому, как и где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями.
    Выделяется два полярных типа такой локализации — экстернальный и интернальный.
  • Локус контроля, характерный для определенной личности, надситуативен и универсален.

Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности как в случае неудач, так и в случае достижений, и это в равной степени касается различных областей социальной жизни и социального поведения.
Для измерения локуса контроля, или, как его иногда называют, уровня субъективного контроля, используется Шкала интернальности—экстернальности Роттера.
Локус контроля предполагает описание того, в какой степени личность ощущает себя активным субъектом собств. деятельности и своей жизни, а в какой — пассивным объектом действий других людей и обстоятельств.

Экстернальность— интернальность является конструктом, который следует рассматривать как континуум, имеющий на одном конце выраженную экстернальность, а на другом — интернальность; убеждения же людей расположены на всех точках между ними, по большей части в середине.
Личность способна добиться большего в жизни, если она верит, что ее судьба находится в собств. руках.
Экстерналы намного сильнее подвержены социальному воздействию, чем интерналы. Интерналы не только сопротивляются постороннему воздействию, но также, когда представляется возможность, стараются контролировать поведение других.
Интерналы в большей степени уверены в своей способности решать проблемы, чем экстерналы, и поэтому независимы от мнения других. Л
ичность с экстернальным локусом контроля полагает, что ее успехи и неудачи регулируются внеш. факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. Л
ичность с интернальным локусом контроля верит в то, что удачи и неудачи определяются ее собственными действиями и способностями.
Экстерналам присуще конформное и зависимое поведение.
Интерналы в отличие от экстерналов, не склонны к подчинению и подавлению других, и сопротивляются, когда ими манипулируют и пытаются лишить степеней свободы.
Экстерналы не могут существовать без общения, легче работают под наблюдением и контролем.
Интерналы лучше функционируют в одиночестве и при наличии необходимых степеней свободы.
У экстерналов чаще возникают психологические и психосоматические проблемы, чем у интерналов.
Им свойственны тревожность и депрессивность, они более склонны к фрустрациям и стрессам, развитию неврозов.
Установлена связь высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального Я.
Интерналы обнаруживают более активную, чем у экстерналов, позицию по отношению к своему психическому и физическому здоровью.
Экстерналы и интерналы различаются также и по способам интерпретации социальных ситуаций, в частности, по способам получения информации и по механизмам их каузального объяснения.
Интерналы предпочитают большую осведомленность в проблеме и ситуации, большую ответственность, чем экстерналы, в отличие от экстерналов избегают ситуационных и окрашенных эмоциями объяснений поведения.

В целом в Т. с. н. подчеркивается значение мотивационных и когнитивных факторов для объяснения поведения личности в контексте социальных ситуаций и делается попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения.
Эмпирические выводы и методический инструментарий, разработанный в Т. с. н., активно и плодотворно используется в эксперимент, исследованиях личности.

Источники:

  1. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение): Пер. с англ. – СПб: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
  2. Психология личности: словарь-справочник / под ред. П.П. Горностая, Т.М. Титаренко.–Киев: Рута, 2001.–320 с.
  3. Блюм Дж. Психоаналитические теории личности.- М.: Академический проект.–1999.–225 с.